Ваши коллеги давно уже здесь

Присоединяйтесь!

  • Повышение квалификации
  • Сертифицированное образование
  • Актуальные статьи
  • Обзоры и репортажи
  • Клинические случаи
  • Новости медицины
  • Советы коллег

Регистрация

Поиск

Поиск новостей

Сообщество: Педиатрическое Респираторное Общество

Глава 2. Лечебная тактика при ведении детей с ОРВИ. Немедикаментозные методы лечения


Важное место в лечении и профилактике респираторных заболеваний отводится немедикаментозным методам –  физическим методам нормализации дыхания, лечебной физкультуре, массажу, закаливанию. 
 
Задачи массажа –  укрепление дыхательных мышц, увеличение подвижности грудной клетки, улучшение дренажной функции. 
 
Для улучшения отхождения мокроты важно чаще переворачивать ребенка в кроватке или создавать дренажное положение – с опущенным на 20–30 градусов изголовьем.  Можно проводить перкуссионный массаж (похлопывание по спинке) в дренажном положении в течение 3–5 минут. 
 
В комплексе восстановительного лечения значительное место отводится дыхательной гимнастике,  упражнениям,  способствующим расправлению грудной клетки.  Некоторые упражнения помогают улучшить подвижность грудной клетки, способствуют релаксации дыхательной и скелетной мускулатуры,  облегчают дыхание.  Для достижения хорошего результата важно регулярное выполнение упражнений и их синхронизация с дыхательными движениями.
 
Положения и дыхательная гимнастика для детей с кашлем
 
Ребенок сидит на коленях у взрослого, лицом к нему, вертикально, обняв за шею, или лежит на коленях взрослого, при этом живот свободно свисает, что обеспечивает свободу дыхательных движений. 
 
Важно помочь ребенку занять положение, облегчающее дыхание. Ребенок также может лежать на кровати или иной поверхности с подложенными под плечи и таз валиками, что также уменьшает давление на живот. Для детей первых лет жизни используются упражнения на изменение положения тела, способствующие улучшению, релаксации, выведению мокроты, что предупреждает прогрессирование воспаления и развитие осложнений.
 
Ребенок сидит выпрямившись на коленях взрослого спиной к нему. Ребенок лежит на спинке на горизонтально расположенных коленях взрослого.
Ноги мама ставит на подставку, колени под углом 45–60°. Ребенок лежит на спинке или на животе на коленях взрослого, голова и плечи приподняты. 
 
Ноги взрослого вытянуты, образуя «горку» под углом 40–45° по отношению к полу. Ребенка необходимо крепко удерживать! Ребенок лежит головой вниз на коленях взрослого на спине, на боку, на животе.
 
У детей более старшего возраста под колени можно подложить свернутое одеяло, или они могут лежать на спине с приподнятой головой и грудной клеткой. Исходное положение – на животе с приподнятой головой и тазовым поясом.
 
Мать или массажист также могут проводить легкий, поглаживающий массаж, стимулируя дыхательные движения. За счет небольшого пассивного давления на грудную клетку облегчается выдох, уменьшается усилие дыхательных мышц. Ладонь матери лежит на грудной клетке и сопровождает дыхательные движения. 
 
Ребенок лежит на животе на коленях у взрослого или на ровной поверхности горизонтально. Кончики пальцев или подушка ладони взрослого лежат на спине ребенка между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука движется вниз под лопатку в подмышечную область.
 
Такие же легкие поглаживающие движения мама делает в различных дренажных положениях ребенка вдоль нижнего края реберной дуги, на боковой поверхности нижней части грудной клетки. Возможно легкое поколачивание кончиками пальцев. В процессе выздоровления упражнения становятся более активными. Кроме упражнений на изменение положения тела (см. ранее), можно использовать упражнения на мяче.
 
Ребенка укладывают спиной на мяч, голова и ноги опущены. Придерживая ребенка, выполнять плавные покачивающие движения вперед-назад. Ребенок лежит на мяче на боку. Придерживая ребенка, выполнять плавные покачивающие движения вперед-назад. Упражнения способствуют расслаблению мышц брюшного пресса, грудной клетки и плечевого пояса. 
 
Лежа на спине, заложить руки за голову, ноги положить на мяч. Удерживая лопатки и голову на месте, вращать мяч ногами попеременно влево/вправо.
 
Из исходного положения лежа, руки за голову, ноги согнуты в коленях, колени переносят в сторону с одновременным поворотом головы в противоположную сторону
 
Исходное положение: взять в руки палку и поднять обе руки. Вытянуть одну руку вертикально вверх, сделать наклон вбок, потянувшись телом за этой рукой.
Затем то же – в другую сторону
 
Исходное положение – сидя. Держась руками за палку, приподнять их максимально кверху и отвести назад, не сгибая. Туловищем тянуться вслед за руками.
 
Исходное положение – сидя. Заложить палку за спину, свободно оперевшись на нее руками. Туловище вращается попеременно то в одну, то в другую сторону вслед за кончиком палки настолько далеко, насколько возможно. 
 
Упражнения, направленные на обучение контролю дыхания
 
Нормализация дыхания и расслабление. Обязательным является соблюдение осанки. Важным элементом является дыхание через нос. Положение – сидя на стуле. Плечевой пояс расслаблен. Ребенок дышит через нос, делая неглубокие вдохи («как мышка» – не слышно и не видно). Обратить внимание ребенка на спокойное дыхание 2–3 мин. При выполнении упражнения необходимо обратить внимание ребенка на ограничение глубины дыхания, подавление навязчивого покашливания, расслабление мышц плечевого пояса. 
 
Упражнения на тренировку дыхательной мускулатуры, нормализация выдоха
 
  • Ребенок садится по-турецки, кисти рук сжимает в кулаки, поднимает руки вверх. Делает неглубокий вдох и медленный длинный выдох, почти не размыкая губ со звуком «п-ф-ф-ф-ф», руки опустить. 
  • «Гуси». Руки поднять до уровня плеч. Ребенок наклоняется вперед из положения сидя или стоя, вытягивает голову вперед. Делает длинный выдох со звуком «хааааа» и втягиванием живота.
 
Упражнения, потенцирующие отхождение мокроты из дыхательных путей
 
Развести прямые руки в стороны на уровне плеч, ладонями вверх, пальцы разведены.
Быстро обхватить грудную клетку руками, одновременно громко и сильно выдохнуть со звуком «ХА». 
Каждое упражнение повторяется не менее 3 раз несколько раз в день
 
Дозированное сопротивление выдоху
 
Методика дозированного сопротивления выдоху выполняется в индивидуальном ритме дыхания. Выдох через трубочку в емкость с водой (подойдет и соломинка для коктейля). После вдоха через нос как можно медленнее выдох через трубочку, опущенную в воду на 3–4 см. Это приводит к замедлению воздушного потока и удлинению выдоха. В результате улучшается выведение мокроты.
 
Оглавление:
ГЛАВА 1. ОРВИ У ДЕТЕЙ
ГЛАВА 2. ЛЕЧЕБНАЯ ТАКТИКА ПРИ ВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОРВИ
2.2. Немедикаментозные методы лечения
ПРИЛОЖЕНИЕ

(чтобы перейти на страницу с интересующим разделом книги, кликните на его название)

 
Библиографическая ссылка:
 
 
Материал публикуется с личного разрешения автора
 
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голосов)