Ваши коллеги давно уже здесь

Присоединяйтесь!

  • Повышение квалификации
  • Сертифицированное образование
  • Актуальные статьи
  • Обзоры и репортажи
  • Клинические случаи
  • Новости медицины
  • Советы коллег

Регистрация

Поиск

Поиск новостей

Сообщество: Оценка Медицинских Технологий

Оценка потребностей в объемах оказания специализированной медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом


Н.В. Хан
Центр развития долгосрочных программ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
 
Концепцию расширения пораженных участков сосуда с помощью некоего каркаса еще 40 лет назад предложил Ч. Доттер. Разработка метода заняла длительное время: первая операция по этой технологии была произведена только в 1986 г. и лишь в 1993 г. была доказана эффективность стентирования для восстановления проходимости коронарной артерии и удержания ее в новом состоянии в дальнейшем [1]. В последующие годы началась своеобразная «стентомания» - лавинообразный рост частоты использования коронарных стентов благодаря как увеличению количества рандомизированных исследований, демонстрирующих преимущество коронарного стентирования перед обычной чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластикой (ЧТКА), так и хорошим результатам, которые клиницисты наблюдали при их использовании на практике [2]. Сегодня стентирование как медицинская технология успешно используется в подавляющем большинстве стран. Так, в США и Европе от 50 до 80% процедур ЧТКА включают использование хотя бы одного стента. Обычно операция проходит успешно, она относительно безопасна и риск осложнений после нее минимален. Ограничения после этого, как правило, снимаются, человек возвращается к обычной жизни, а наблюдение проводится периодически у врача по месту жительства. При этом кардиологи не прекращают исследования, направленные на совершенствование технологий проведения стентирования и самих стентов с целью получения все более стабильной положительной динамики исходов лечения. В настоящее время разработано около 400 моделей стентов, различающихся по сплаву, из которого они изготовлены, а также по длине, дизайну отверстий, покрытию поверхности, контактирующей с кровью, системе доставки в коронарные сосуды.
 
В России доступность чрескожных коронарных вмешательств (ЧКВ) хоть и растет, но все еще остается недостаточной. Острый коронарный синдром (ОКС) - одно из основных сердечно-сосудистых нарушений, определяющих высокий уровень смертности населения в РФ. ЧКВ являются одним из основных способов лечения ОКС, недостаточная частота их проведения рассматривается как важная проблема, препятствующая улучшению исходов лечения.
 
В.В. Кучеров и соавт., описывая результаты лечения 675 больных с ОКС в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко, отмечают следующее: «Производя предварительный анализ, мы пришли к выводу, что наши результаты коррелируют с данными регистра OASIS и триала PURSUIT, показавших существенную разницу в подходе к ранней инвазивной стратегии в странах Северной и Южной Америки, Западной и Восточной Европы. По мнению специалистов, эта разница вполне объяснима доступностью материальных ресурсов, различиями между системами медицинской помощи на национальном уровне и на уровне медицинских учреждений. Так, регистр OASIS показал, что доступность средств катетеризации является главным определителем их последующего использования. По его данным, ранние ЧТКА проводились у 12,6% пациентов, доставленных в госпитали, где были возможности катетеризации, по сравнению с только 1,9% в учреждениях, где такой возможности не было» [3].
 
Данные по использованию стентирования в США и странах Западной Европы приведены в табл. 1. Если сравнить общее число диагностических и лечебных рентгенэндоваскулярных вмешательств, выполненных в нашей стране за 2009-2010 гг. по данным, представленным Л.А. Бокерия, Б.Г. Алекян [4], и количество лечебных вмешательств при остром коронарном синдроме (ОКС), то окажется, что доля ЧКВ при ОКС не превышает 32% (табл. 2).
 
Если соотнести эту величину (32%) с общим объемом стентирования, выполняемым существующими в РФ центрами, то для зарегистрированных на сегодня в системе здравоохранения больных с такими заболеваниями как острый инфаркт миокарда (ОИМ), повторный ОИМ и нестабильная стенокардия, вероятность получить оперативное рентгенэндоваскулярное вмешательство равняется 2,67%. В расчете на все население страны у нас выполняется 172 стентирования при ОКС на 1 млн человек в год, что практически в 10 раз ниже соответствующих западноевропейских данных (см. табл. 1).
 
Таблица 1. Популяционные данные о потребности в стентировании
 
Показатели США Западная Европа
Население 311 000 000 400 000 000
Число ЧКВ за 12 месяцев 973 000 129 000
Доля ЧКВ, выполненных больным с ОКС 70,0% 65,0%
Число ЧКВ при ОКС 681 100 733 850
Число ЧКВ на 1 млн населения 3129 2823
Число ЧКВ при ОКС на 1 млн населения 2190 1835
 
Примечание. Для установления популяционных параметров стентирования нами были использованы данные европейского и американского обществ кардиологов (Американской коллегии кардиологов - The American College of Cardiology, ACC; Европейского общества кардиологов - European Society of Cardiology, ESC), а также профессионального маркетингового агентства Millenium Research Group (MRG), которое считается мировым лидером по сбору и обработке медицинской информации.
 
Таблица 2. Доля ЧКВ, выполняемых при ОКС в отдельных медицинских организациях
 
Наименование учреждения Город Число ЧКВ Число ЧКВ при ОКС Доля ЧКВ при ОКС от всех ЧКВ, %
Краевая клиническая больница

 
Красноярск

 
2062

 
1362

 
66,05

 
Краевая клиническая больница №2

 
Пермь

 
77

 
14

 
18,18

 
Краевая клиническая больница №1 им. С.В. Очаловского "Центр грудной хирургии"

 
Краснодар

 
1811

 
804

 
44,40

 
НИИПК им. Е.Н. Мешалкина

 
Новосибирск

 
4873

 
923

 
18,94

 
Российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздрава России

 
Москва

 
2503

 
381

 
15,22

 
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечнососудистых заболеваний» Сибирского отделения РАМН

 
Кемерово

 
1172

 
163

 
13,91

 
НИИ кардиологии им. В.А. Алмазова

 
Санкт-Петербург

 
1574

 
807

 
51,27

 
Республиканский кардиологический диспансер

 
Уфа

 
669

 
314

 
46,94

 
Кардиологический центр

 
Тюмень

 
1454

 
413

 
28,40

 
ИТОГО

 
-

 
16 195

 
5181

 
31,99
 
Таблица 3. Прогнозный расчет потребности в стентировании на основании существующей статистики заболеваемости ОКС по субъектам РФ
 
Регионы, округа Числен­ность населения Число больных (ОИМ + повторный ОИМ + нестабильная стенокардия) Общее число операций стенти­рования (незави­симо от заболе­вания) в год ЧКВ при ОКС (40% от общего числа ЧКВ) Доля операций стенти­ро­вания при ОКС в расчете на количество выписанных больных (с повторным ОИМ + нестабильная стенокардия) Число стенти­рований при ОКС на 1 млн чел.
всего из них: достав­ленные по экстренным показаниям из них: достав­ленные скорой помощью
Российская Федерация 142 960 908 914 091 775 184 514 219 52 870 24 564 2,69 % 172
Центральный федеральный округ 38 491 687 218 358 186 309 135 024 14 979 8476 3,88 % 220
Белгородская обл. 1 534 213 4906 4002 2794 379 154 3,13 % 100
Брянская обл. 1 269 885 6162 4122 3035 23 17 0,28 % 14
Владимирская обл. 1 436 531 11 504 9749 4928 48 64 0,56 % 45
Воронежская обл. 2333 158 15 454 14 206 9194 589 250 1,62 % 107
Ивановская обл. 1 057 074 5973 5408 3847 643 266 4,45 % 252
Калужская обл. 1 008 710 4815 3861 2652 134 110 2,28 % 109
Костромская обл. 664 078 5332 3427 2250 0 0 0,00 % 0
Курская обл. 1 123 605 5934 5637 2561 371 140 2,35 % 124
Липецкая обл. 1 168 971 6125 4966 3769 151 58 0,94 % 49
Московская обл. 7 152 450 36 380 36 380 24 935 298 320 0,88 % 45
Орловская обл. 783 437 4033 3455 2565 111 52 1,29 % 66
Рязанская обл. 1 150 147 16 266 9049 4769 197 88 0,54 % 76
Смоленская обл. 981 685 5035 5035 3757 150 61 1,22 % 62
Тамбовская обл. 1 086 122 6363 6363 4419 125 55 0,86 % 50
Тверская обл. 1 346 143 10 043 6658 3703 0 4 0,04 % 3
Тульская обл. 1 547 438 9450 7028 4710 2 1 0,01 % 1
Ярославская обл. 1 271 018 6813 6263 4033 259 12 0,18 % 9
Москва 11 577 022 57 770 50 700 47 103 11 499 6825 11,81 % 590
Северо-Западный федеральный округ 13 642 951 74 162 66 474 52 658 5609 2669 3,60 % 196
Республика Карелия 641 131 3688 3047 1953 328 0 0,00 % 0
Республика Коми 894 526 4081 4081 2616 262 117 2,87 % 131
Архангельская обл. 1 219 207 5015 4830 2423 716 214 4,28 % 176
Ненецкий АО 42 271 76 76 45 0 0 0,00 % 0
Вологодская обл. 1 199 868 4656 3690 2488 47 30 0,64 % 25
Калининградская обл. 944 310 2901 2538 1224 12 19 0,65 % 20
Ленинградская обл. 1 726 244 8260 6991 5681 6 0 0,00 % 0
Мурманская обл. 791 012 3924 3814 2603 126 156 3,99 % 198
Новгородская обл. 631 274 4299 3589 2725 0 12 0,28 % 19
Псковская обл. 669 098 4200 2930 1874 170 77 1,84 % 115
Санкт-Петербург 4 926 281 33 138 30 964 29 071 3942 2 043 6,17 % 415
Южный федеральный округ 13 867 704 91 030 74 010 48 449 3645 1 602 1,76 % 116
Республика Адыгея 441 193 4500 3689 2760 0 0 0,00 % 0
Республика Калмыкия 287 796 2794 2149 958 0 0 0,00 % 0
Краснодарский край 5 257 231 30 178 24 183 16 950 1787 794 2,63 % 151
Астраханская обл. 1 012 386 6040 4765 4361 1001 412 6,82 % 407
Волгоградская обл. 2601 165 15 196 11 919 7720 84 36 0,24 % 14
Ростовская обл. 4 267 933 32 322 27 305 15 700 773 360 1,11 % 84
Северо-Кавказский федеральный округ 9 465 975 35 041 28 267 14 603 932 356 1,02 % 38
Республика Дагестан 2 922 326 4895 3451 2764 0 0 0,00 % 0
Республика Ингушетия 422 510 511 138 104 0 0 0,00 % 0
Кабардино-Балкарская республика 859 427 3364 2355 1432 0 0 0,00 % 0
Карачаево-Черкесская республика 476 039 5614 4241 1300 21 0 0,00 % 0
Республика Северная Осетия-Алания 710 757 3454 1854 987 47 24 0,68 % 33
Чеченская республика 1 288 639 1588 803 262 0 0 0,00 % 0
Ставропольский край 2 786 277 15 615 15 425 7754 864 332 2,13 % 119
Приволжский федеральный округ 29 845 615 208779 182 306 111 426 8797 3578 1,71 % 120
Республика Башкортостан 4068 165 16 200 12 865 7076 1205 382 2,36 % 94
Республика Марий Эл 693 958 3370 2600 1776 0 0 0,00 % 0
Республика Мордовия 829 359 7093 5977 3609 27 0 0,00 % 0
Республика Татарстан 3 795 337 22 280 17 592 10 381 1772 637 2,86 % 168
Удмуртская республика 1 519 240 8622 8102 4093 283 141 1,64 % 93
Чувашская республика 1 248 765 6736 5654 4051 485 223 3,31 % 179
Пермский край 2 632 312 18 833 18 833 12 215 266 112 0,59 % 43
Кировская обл. 1 333 336 9697 8305 6365 209 110 1,14 % 83
Нижегородская обл. 3 302 298 18 550 13 903 10 185 724 375 2,02 % 113
Оренбургская обл. 2 027 581 17 831 17 643 8613 597 275 1,54 % 136
Пензенская обл. 1 380 272 14 287 13 380 5956 1439 557 3,90 % 404
Самарская обл. 3 214 688 31 435 29 223 16 186 1075 422 1,34 % 131
Саратовская обл. 2 514 018 22 239 18 077 13 585 510 260 1,17 % 104
Ульяновская обл. 1 286 286 11 606 10 152 7335 205 82 0,71 % 64
Уральский федеральный округ 12 115 188 91 308 77 019 47 440 6538 1958 2,14 % 162
Курганская обл. 902 538 4130 2968 2015 43 0 0,00 % 0
Свердловская обл. 4 302 410 41 856 36 923 21 259 2290 714 1,70 % 166
Тюменская обл. 3 432 352 13 661 13 117 9509 3030 582 4,26 % 169
Ханты-Мансийский АО 1 549 186 5039 5039 3847 1284 482 9,57 % 311
Ямало-Ненецкий АО 530 742 1468 924 529 0 0 0,00 % 0
Челябинская обл. 3 477 888 31 661 24 011 14 657 1175 181 0,57 % 52
Сибирский федеральный округ 19 256 405 148 981 120 104 79 629 10 167 5272 3,54 % 274
Республика Алтай 207 478 981 981 435 0 0 0,00 % 0
Республика Бурятия 971 465 4687 4020 2728 134 68 1,46 % 70
Республика Тыва 308 740 596 410 319 0 0 0,00 % 0
Республика Хакасия 532 210 2234 1666 882 0 0 0,00 % 0
Алтайский край 2 412 294 13 904 9868 7101 643 334 2,40 % 138
Забайкальский край 1 102 775 6537 4391 2760 80 35 0,54 % 32
Красноярский край 2 833 750 22 144 16 217 11 686 2937 1259 5,68 % 444
Иркутская обл. 2426 154 32 593 20 043 13 527 346 283 0,87% 117
Кемеровская обл. 2 756 042 23 288 23 288 14 029 393 723 3,10 % 262
Новосибирская обл. 2 676 664 21 842 21 842 13 614 4297 2016 9,23 % 753
Омская обл. 1 975 690 11 447 9590 6941 332 167 1,46 % 85
Томская обл. 1 053 143 8728 7788 5607 1005 387 4,43 % 367
Дальневосточный федеральный округ 6 275 383 45 265 39 710 24 313 1659 653 1,44 % 104
Республика Саха (Якутия) 957 058 3576 3213 2277 242 249 6,96 % 260
Камчатский край 320 908 1512 1179 916 0 0 0,00 % 0
Приморский край 1 952 014 19 209 16 716 8051 408 184 0,96 % 94
Хабаровский край 1 342 681 11 890 10 914 7661 685 122 1,03 % 91
Амурская обл. 825 116 4734 4198 2987 72 0 0,00 % 0
Магаданская обл. 155 510 693 685 475 62 0 0,00 % 0
Сахалинская обл. 496 071 2686 1950 1334 190 98 3,66 % 198
Еврейская авт. обл. 175 358 878 798 576 0 0 0,00 % 0
Чукотский АО 50 667 87 57 36 0 0 0,00 % 0
 
Ранжирование регионов по количеству проводимых операций стентирования (табл. 3) показывает, что у жителей г. Москвы (11,81%), Ханты-Мансийского автономного округа (9,57%), Новосибирской области (9,23%) вероятность получить своевременную специализированную помощь более чем в 4 раза выше, чем в среднем по России. Регионы-пионеры поднимают статистические данные по округам и стране в целом, но существующие различия показывают несовершенство социальных подходов к организации предоставления медицинское помощи. Нам следует задать социальный ориентир предоставления помощи на уровне регионов с высокой обеспеченностью жизненно необходимыми медицинскими услугами.
 
Имеющиеся данные позволяю рассчитать популяционную потребность в объемах оказания специализированной помощи больным с ОКС, включающей применение рентгенэндоваскулярных методов лечения. Для того чтобы вывести регионы на уровень лучших практик в России, потребуется 12-кратное увеличение рентгенэндоваскулярных вмешательств при ОКС к 2020 г. В абсолютном числовом измерении это расчетное значение выше европейского уровня обеспеченности примерно на 10% (расчет на популяционном европейском уровне дает 262.333 вмешательства против 294.773 при 12-кратном увеличении). Данное отклонение вполне объяснимо, учитывая результаты программ по борьбе с неинфекционными заболеваниями, реализуемых в Европейском союзе с конца ХХ века. Возможно, расчетный уровень может быть достигнут и ранее 2020 г., поскольку в некоторых регионах предлагаемая задача доступности рентгенэндоваскулярных методов лечения при ОКС практически решена. Предлагаемый расчет показывает потребности системы здравоохранения в дополнительных ресурсах для создания равной доступности медицинской услуги для всех жителей страны.
 
Таблица 4. Данные по оказанию специализированной кардиологической помощи на территории РФ в 2011 г. и расчетный показатель ее увеличения к 2020 г.
 
Регионы, округа 2011 г. Число операций стентиро­вания при ОКС в случае 12-кратного увеличения стентиро­вания к 2020 г.
Число центров, осуществля­ющих диагно­стические и лечебные рентгенэндо­васкулярные вмешательства Число больных, подвергнутых диагно­стическим и лечебным рентгенэндо­васкулярным вмешательствам Количество ЧКВ Количество рентгенэндо­васкулярных лечебных вмешательств при сосудистой патологии Количество выпол­ненных коронаро­графий
Российская Федерация 181 304 898 61 411 16 756 168 297 294 773
Центральный федеральный округ 67 92 146 21 190 8273 53 144 64 022
Белгородская обл. 1 1996 384 136 1164 2552
Брянская обл. 1 1194 43 144 497 2112
Владимирская обл. 2 1577 161 0 1109 2389
Воронежская обл. 1 5050 624 207 2603 3881
Ивановская обл. 1 2053 665 82 1057 1758
Калужская обл. 2 1659 275 93 1012 1678
Костромская обл. 0 0 - - - 1105
Курская обл. 1 1630 349 265 901 1869
Липецкая обл. 1 1540 144 0 1077 1944
Московская обл. 4 4702 801 534 1702 11 896
Орловская обл. 1 1457 130 77 677 1303
Рязанская обл. 1 1752 219 124 928 1913
Смоленская обл. 2 1177 153 0 637 1633
Тамбовская обл. 1 1485 137 120 692 1807
Тверская обл. 1 712 11 0 385 2239
Тульская обл. 1 2064 2 54 125 2574
Ярославская обл. 1 672 30 0 385 2114
Москва 45 61 426 17 062 6437 38 193 19 256
Северо-Западный федеральный округ 24 31 243 6672 - - 37 937
Республика Карелия 1 0 - - - 1777
Республика Коми 1 2171 293 48 1413 2480
Архангельская обл. 2 4054 536 655 1799 3380
Ненецкий АО 0 0 - - - 117
Вологодская обл. 2 1058 74 113 474 3326
Калининградская обл. 1 884 47 0 489 2618
Ленинградская обл. 0 0 - - - 4785
Мурманская обл. 1 2642 391 141 1672 2193
Новгородская обл. 1 356 30 232 18 1750
Псковская обл. 1 510 193 74 481 1855
Санкт-Петербург 14 19 568 5108 2421 12 648 13 656
Южный федеральный округ 12 24 168 4006 1338 14 966 23 066
Республика Адыгея 0 0 - - - 734
Республика Калмыкия 0 0 - - - 479
Краснодарский край 2 12 636 1986 615 8073 8744
Астраханская обл. 1 4102 1030 144 3096 1684
Волгоградская обл. 3 1282 91 77 742 4326
Ростовская обл. 6 6148 899 502 3055 7099
Северо-Кавказский федеральный округ 5 4514 890 203 2534 15 744
Республика Дагестан 3 728 0 50 404 4861
Республика Ингушетия 0 0 - - - 703
Кабардино-Балкарская республика 0 0 - - - 1429
Карачаево-Черкесская республика 0 0 - - - 792
Республика Северная Осетия-Алания 1 1029 59 0 0 1182
Чеченская республика 0 0 - - - 2143
Ставропольский край 1 2757 831 153 2130 4634
Приволжский федеральный округ 34 57 732 8944 3465 36 873 49 641
Республика Башкортостан 4 6283 955 842 4465 6766
Республика Марий Эл 0 0 - - - 1154
Республика Мордовия 1 682 0 0 381 1379
Республика Татарстан 6 10 969 1592 811 5376 6313
Удмуртская республика 1 1249 353 0 958 2527
Чувашская республика 2 1897 558 0 1655 2077
Пермский край 2 11 853 280 281 8826 4378
Кировская обл. 1 2010 276 49 1115 2218
Нижегородская обл. 6 6513 937 355 3159 5493
Оренбургская обл. 1 2528 688 300 1739 3372
Пензенская обл. 1 2200 1393 200 1869 2296
Самарская обл. 4 6035 1056 448 3426 5347
Саратовская обл. 4 4070 651 71 3042 4181
Ульяновская обл. 1 1443 205 108 862 2139
Уральский федеральный округ 13 28 061 4896 1270 17 571 33 585
Курганская обл. 0 0 - - - 2502
Свердловская обл. 6 8773 1784 294 6358 11 927
Тюменская обл. 1 4246 1454 0 3082 3749
Ханты-Мансийский АО 2 4742 1205 390 3238 4295
Ямало-Ненецкий АО 0 0 - - - 1471
Челябинская обл. 4 10 300 453 586 4893 9641
Сибирский федеральный округ 18 54 871 13 181 1980 36 997 53 381
Республика Алтай 0 0 - - - 575
Республика Бурятия 1 1804 171 81 1065 2693
Республика Тыва 0 0 - - - 856
Республика Хакасия 0 0 - - - 1 475
Алтайский край 2 3820 835 0 2512 6687
Забайкальский край 1 2724 88 0 715 3057
Красноярский край 4 14 063 3147 389 12 128 7855
Иркутская обл. 2 3646 707 446 2395 6726
Кемеровская обл. 2 7618 1807 64 5660 7640
Новосибирская обл. 3 14 388 5041 813 7385 7420
Омская обл. 2 3682 418 187 2425 5477
Томская обл. 1 3126 967 0 2712 2919
Дальневосточный федеральный руг 8 12 163 1632 227 6212 17 396
Республика Саха (Якутия) 2 5264 622 0 1335 2653
Камчатский край 0 0 - - - 890
Приморский край 2 3338 459 100 2365 5411
Хабаровский край 3 2808 305 127 1759 3722
Амурская обл. 0 0 - - - 2287
Магаданская обл. 0 0 - - - 431
Сахалинская обл. 1 753 246 0 753 1375
Еврейская авт. обл. 0 0 - - - 486
Чукотский АО 0 0 - - - 140
 


Таблица 5. Предлагаемые варианты расчета обеспеченности субъектов РФ центрами для выполнения диагностических и лечебных рентгенэндоваскулярных вмешательств
 
Регион, округ Количество центров, выполняющих диагностические и лечебные рентгенэндо­васкулярные вмешательства Необходимое количество центров для выполнения вмешательств на популяционном уровне Необходимое количество дополнительных центров для выполнения вмешательств на популяционном уровне
Вариант 1 с учетом плотности населения Вариант 2 без учета плотности населения Вариант 1 с учетом плотности населения Вариант 2 без учета плотности населения
Российская Федерация 181 354 477 173 296
Центральный федеральный округ 67 77 128 10 61
Северо-Западный федеральный округ 24 46 46 22 22
Южный федеральный округ 12 28 46 16 34
Северо-Кавказский федеральный округ 5 19 32 14 27
Приволжский федеральный округ 34 60 99 26 65
Уральский федеральный округ 13 40 40 27 27
Сибирский федеральный округ 18 64 64 46 46
Дальневосточный федеральный округ 8 21 21 13 13
 
Учитывая важность своевременного рентгенэндоваскулярного вмешательства, особое значение приобретает месторасположение соответствующего кардиологического центра на территории каждого субъекта РФ. Исходя из сложившегося опыта по размещению таких региональных и первичных центров, а также из результатов обсуждения и рекомендаций, одобренных организаторами системы здравоохранения (мозговой штурм от 04.04.2012 г., проведенный в РАНХиГС при Президенте РФ), на каждые 300 тыс. человек населения должен приходиться один специализированный центр, выполняющий диагностические и лечебные рентгенэндоваскулярные вмешательства.
 
Округа существенным образом различаются по плотности населения. Учитывая это обстоятельство, рассмотрим два варианта расчета необходимого числа таких центров на территории РФ. Первый вариант: в округах с высокой плотностью населения увеличиваем количество населения на один центр до 500 тыс. чел. Второй вариант: оставляем для всех субъектов РФ исходный расчет - один центр на 300 тыс. чел. (табл. 5).
Проведенный расчет показывает, что в первом варианте потребность составляет 173 дополнительных центра, а во втором - 296 дополнительных центров, что означает практически двукратное увеличение существующего количества центров.
 
Для проведения экстренных вмешательств каждый центр должен обладать квалифицированным персоналом, доступным 4 смены 10 месяцев в году (без пропусков на отпуска, обучение или в связи с временной нетрудоспособностью). С учетом потребности в новых центрах, необходимых для достижения 12-кратного увеличения количества лечебных рентгенэндоваскулярных вмешательств, остро стоит проблема новых кадров (минимум 30 % выпускников не приходят на рабочие места). Рассчитанная нами с учетом всех вышеупомянутых условий дополнительная потребность во врачебном персонале для новых центров составляет 1080 и 1847 человек при первом и втором варианте расчета (173 и 296 новых центров) соответственно.
 
Исследуя реализуемые сегодня планы по модернизации региональных систем здравоохранения, рассматриваемое увеличение числа центров и, соответственно, рентгенэндоваскулярных вмешательств не кажутся неисполнимыми. Однако механизм широкого внедрения данной медицинской услуги состоит из нескольких звеньев и для его эффективной реализации организаторам системы здравоохранения в современных условиях требуется не дополнительный административный ресурс, а знания и умения использовать методы государственного регулирования.
 
Литература:
 
1. Payne M.M. Charles Theodore Dotter: The Father of Intervention. Tex Heart Inst J. 2001; 28 (1): 28-38.
2. Самко А.Н., Буза В.В., Карпов Ю.А. Место коронарного стентирования в лечении ишемической болезни сердца. РМЖ. 2002; № 18.
3. Кучеров В.В., Чернов С.А., Кутепов Ю.С., Соколянский Н.В., Гайдуков А.В., Абрамов А.Н., Степуро Д.К., Захаров С.В. К вопросу о тактике лечения больных с острым коронарным синдромом.
4. Бокерия Л.А., Алекян Б.Г., Ступаков И.Н., Горбачевский С.В., Юрлов И.А., Самородская И.В., Ботнарь Ю.М., Аракелян В.С. Федеральный справочник хирургических и эндоваскулярных операций на сердце и сосудах и методические рекомендации по учету операций на сердце и сосудах при подготовки годовых статистических отчетов. Грудная и сердечно-сосудистая хирургия. 2008; №3: 4-24.
 
4
Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (1 голос)